Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - eek

Страницы: [1]
1
Продолжаем проект #МастераНашегоВремени
Интервью №12

Скромный и Отзывчивый человек, Требовательный к себе и своему делу, постоянно Ищущий Мастер из г. Уфа - Булат Мукминов - https://vk.com/mamonteg


Корреспондент: Как и когда Вы узнали о том виде ремесла, которым сейчас занимаетесь?
Булат Мукминов: Я узнал о ремесле примерно в 2005-2006, тогда жил в Краснодаре и у случайного знакомого увидел шикарный рюкзак. Он шил для себя и друзей байкеров, коротко рассказал о своем хобби, а я загорелся идеей. До сих пор помню не сам рюкзак, а то ощущение надёжности, ту фактуру и запах кожи, то яркое отличие от ширпотреба!
К.: Когда и при каких обстоятельствах Вы начали свой путь кожевника? Какое изделие было первым на Вашем пути?
Б.М.: Начал опять же случайно. Сначала думал, что это что-то сложное и недоступное, не знал где взять кожу и минимальный инструмент (даже не представлял, какой нужен). И спустя год или два, по случайной наводке нашел магазин кожи, в котором продавались обрезки и целые шкуры. Тогда мог позволить себе только обрезки, но это была галантерейная и одежная кожа, а это совсем не то. В итоге накопил на ременной получепрак (самый настоящий гостовский для портупеи, как потом узнал). Кое-как скроил себе самый простой планшет, намечал все линейкой и шилом, пробивал отверстия мебельными гвоздями, шил крючком. Пользуюсь им до сих пор!
К.: Почему выбрали именно это кожевенное направление (одежда, галантерея, обувь и т.п.)?
Б.М.: Сшил первой именно сумку потому, что мне нужна была именно такая сумка на каждый день. То, что было на рынке либо не устраивало по качеству, либо по дизайну, либо слишком дорого для меня. И сейчас не отхожу от своего правила, создавая сугубо утилитарные вещи для ежедневного использования. Бывают и исключения, но для меня изделия из кожи это в первую очередь качество и долговечность, а не стиль и мода.
К.: Задам, все же, провокационный, набивший оскомину вопрос: машинная сборка или ручная предпочтительнее для Вас?
Б.М.: Предпочитаю ручную прошивку. 80% прошивается вручную. Но есть места, в которых строчка вроде и нужна, но нагрузки на нее практически никакой, либо статическая и равномерная: в таких местах прошиваю на машинке в случае возможности. Например, декоративные строчки на клапане, декоративный шов на плечевых ремнях или даже поясных, иногда внутренние карманы в сумках.
К.: Для Вас это хобби? Ремесло? Бизнес?
Б.М.: Моё хобби "для себя" переросло в ремесло и сейчас превращается в бизнес. Последние пару лет это основная работа.
К.: Где Вы живете (населенный пункт) и работаете (мастерская или квартира)?
Б.М.: Живу и работаю в Уфе, примерно полтора года арендую мастерскую совместно с коллегами.
К.: Коллеги? Ваши сотрудники или такие же как Вы мастера?
Б.М.: Коллеги - это такие же мастера со своими мастерскими. В один момент было сразу три бренда под одним потолком)… у каждого в помощниках близкие люди.
К.: Здоровая конкуренция? А как клиент с улицы выбирает мастера среди вас?
Б.М.: Самая что ни на есть здоровая конкуренция! Три мастерских с разным дизайном, подходом и ценами. У всех "свои" клиенты и всегда есть перекрестные покупки. Совместные закупки, обмен опытом, в итоге все в выигрыше!
К.: Что это направление дало Вам, какие навыки Вы развили, помогают ли они как-то в повседневной жизни?
Б.М.: Сложно сказать, какие навыки это ремесло даёт в повседневной жизни, разве что лучше стал разбираться в качестве фабричных изделий.
К.: Дотошность, в хорошем смысле, видна в каждом узле Ваших изделий! Это качество приобретенное в работе с кожей или врожденное?)
Б.М.: Стараюсь равняться на тех, кто делает лучше и аккуратнее (мастера с мировым именем). До них ещё очень далеко, но прогресс ощутим даже за полгода, не говоря о прошлогодних работах. Все изделия делаю как для себя, отсюда и повышенные требования к качеству. Врождённой можно считать любовь к ручному труду: мой отец всю жизнь проработал каменщиком, а мать швея. От отца капитальный подход и повышенный запас прочности в каждом элементе, от матери стремление к аккуратности (шьёт женскую одежду, а там это крайне важно).
К.: Как родные и близкие Вам люди относятся к Вашему занятию (может у Вас вся семья ходит с изделиями Вашего производства, помогают в продвижении Вашей продукции, вносят посильную лепту в производственный процесс)?
Б.М.: Я работаю вместе с моей девушкой, она помогает мне с несколькими операциями, мама профессиональный закройщик и швея помогала мне вначале с конструированием, сейчас я заказываю у неё упаковку для изделий.
К.: Это уже семейный подряд! Зарождение мануфактуры?
Б.М.: Хотелось бы надеяться, семейная мануфактура и имя как бренд - это идеал)))
К.: Как по-вашему – могло бы это ремесло быть интересным и полезным для других людей, для каких именно (мелкая моторика и знакомство с разными материалами для детишек, например)?
Б.М.: Самое главное, что прививает это ремесло, на мой взгляд, это умение ценить вещи ручной работы, труд и время, вложенные в них.
К.: Считаете ли Вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
Б.М.: Естественно, любой крафт нужно развивать: это поднятие требований к качеству и внешнему виду товаров, понятие индивидуальной ответственности как в производстве вещей, так и в использовании.
Примером для подражания служит допромышленная эпоха, при которой небольшие производства выдавали куда более качественную продукцию в любой сфере производства и услуг
К.: Напутствие начинающим от Мастера!
Б.М.: Делай лучше, чем можешь!!!

Благодарю, Булат, за интересное интервью!
Желаем Вам успешного развития Мануфактуры Булата Мукминова!


2
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №11

ААА вот Вам!
Почетный гость Фестиваля, Неординарный разносторонний ЧУМовой мастер - Андрей Васильев - https://vk.com/plague_doctor_leathercraft

Интересный, как и сам мастер, у нас получился разговор, из которого вышло вот такое интервью:

Корреспондент: Как и когда Вы узнали о том виде ремесла, которым сейчас занимаетесь? Когда и при каких обстоятельствах Вы начали свой путь кожевника?
Андрей Васильев: Я начал свой путь в 2008-2009 году с исторической реконструкции, где необходимо либо создавать реплики, в том числе и кожевенных изделий ушедшего времени (сумки, обувь, пояса), либо покупать у мастеров. Дело это интересное. Самостоятельно создавать такие изделия показалось мне интересным и доступным.
К.: Какое изделие было первым на Вашем пути?
А.В.: Первым адекватным изделием была поясная сумка-ташка, с одним отделом, замком через хвостовик и латунными накладками на клапане. Сумка жива до сих пор, она со мной каждый фестиваль.
К.: А какое было первое «неадекватное» изделие?))) Сохранилось ли оно?
А.В.: Это была похожая поясная сумка с напрочь запоротым количеством отверстий в боковой стенке, передней и задней стенках – соответственно, её повело во все стороны. Она не сохранилась, но вместе с ней были сделаны ещё туфли-поршни, собранные из одного куска кожи (фото прилагается)
К.: Какой был первый заказ за деньги? Через какое время после начала работы с кожей он появился?
А.В.: Первый заказ был маской Чумного Доктора, в 2012 году. Их было сразу несколько, после того, как я сделал первую свою маску для фотовстречи в стиле Хэллоуин и разослал её по сети. После этого люди стали писать мне и просить сделать им маску. Примерно тогда я и решил открыть группу, чтобы продавать изделия. Перед этим, конечно, подтянулся в других направлениях, сделал несколько ошейников, ремней, сумок, браслетов, начал первые эксперименты с тиснением (просмотрев канал tandy leather на Ютубе).
К.: Почему выбрали именно это кожевенное направление (одежда, галантерея, обувь и т.п.)?
А.В.: Занимаюсь аксессуарами в основном. Их проще делать дома, нужно меньше оснастки, к примеру. С одеждой и обувью экспериментирую для себя, так сказать – хобби внутри хобби.
К.: Аксессуарами для реконструкции или всякими? Маски «Чумного Доктора» у Вас чумовые, а есть ли изделия повседневно-бытового назначения – кошельки, сумки и т.п.?)
А.В.: Реконструкторские вещи на заказ я делаю только для друзей и себя. Профильных мастерских слишком много, да и действовать исключительно в рамках исторических источников мне не особо нравится.
Действительно, маски и прочие предметы образа Чумного Доктора это большая часть моих заказов, хотя я умею делать и кошельки и сумки и ремни и прочее. Хотя, Чумные маски это стилизация в чистом виде, к исторической реконструкции имеет посредственное отношение. Настоящие чумные маски выглядели совсем не так, как мои.))) Так уж сложилось, что людям интереснее эти маски. Когда-нибудь интерес поубавится, я сооружу нормальное рабочее место и углублюсь в тиснение. Это то, чего мне не хватает.
К.: Откуда черпаете вдохновение и идеи для творчества – книги, спорт, путешествия или…?
А.В.: Вдохновение идёт отовсюду, успевай только записывать идеи, пока не забыл. Это и работы других мастеров (особенно поражают азиатские коллеги с невообразимым уровнем работ), и фильмы (в основном фэнтэзи), и арты, коих в сети множество. Неслабую долю творческого заряда лично мне дают игры серии Древние Свитки. Мне хочется сделать оттуда всё: каждый костюм, каждую сумочку и подсумок, все доспехи.))) Жаль, на всё это времени остаётся очень мало - заказы, но понемногу двигаюсь.
К.: Для Вас это хобби? Ремесло? Бизнес?
А.В.: Кожевенное дело для меня и хобби, и работа. Вот уже пять лет я занят исключительно кожей и особо жаловаться не могу.)))
К.: Какая была основная работа «до»? Долго ли взвешивали – уйти или остаться? Что помогло принять решение?
А.В.: Я отучился 6 лет на детского врача, думал идти в хирургию, но к середине учебы понял, что не потяну ответственность, лежащую на плечах детского хирурга. В ординатуру не пошёл, решил оставить это тем, кто уверен в своих силах и знаниях. К тому моменту заказы с масками уже мешали нормально учиться, и я быстро переключился.
К.: Где Вы живете (населенный пункт) и работаете (мастерская или квартира)?
А.В.: Живу в Петербурге, Красное Село, работаю дома
К.: Как родные и близкие Вам люди относятся к Вашему занятию (может у Вас вся семья ходит с изделиями Вашего производства, помогают в продвижении Вашей продукции, вносят посильную лепту в производственный процесс)?
А.В.: Родные поначалу со скепсисом (и это мягко сказано) смотрели на то, что я не стал углубляться в медицину а начал работать как кожевник. Но со временем взгляды поменялись, когда стало понятно, что живу сам, работаю и особо ни в чем не нуждаюсь.
Моя девушка иногда помогает мне с заказами, интересуется моим занятием, стремиться во всем поддержать и помочь, что меня несказанно радует!
К.: Желание чтобы эта помощь стала постоянной и перешла в разряд постоянной совместной деятельности у Вас есть? А у девушки?
А.В.: Девушка однозначно хочет плотнее работать со мной вместе. Мне без сомнения в радость её помощь, но работать одному для меня пока привычнее. Вся ответственность на мне, все этапы работы я контролирую сам. Я был бы рад, если бы девушка освоила те техники, которым я не уделяю внимания: пирография, или живопись на коже. Она блестяще рисует, думаю, из нас в этом плане может получиться классный творческий дуэт.
К.: Что это направление дало Вам, какие навыки Вы развили, помогают ли они как-то в повседневной жизни?
А.В.: Кожевенное дело, как вероятно и другие ремёсла, стимулирует больше работать руками и головой. Развивает умение находить быстрое и рациональное решение задач. Заставляет смотреть на вещи с позиции: "хм, а как это сделано, и смог бы я сделать это самостоятельно?.." Учит общению с людьми – с заказчиками, коллегами, интересующимися.
К.: И что же Вы делаете самостоятельно, помимо изделий из кожи, но внутри кожевенного ремесла? Инструмент, рабочую мебель… может быть химию сами варите?)))
А.В.: Обустраиваю верстак с полками и стеной для инструмента. Давно мечтал о чем-то подобном, многократно перерабатывал идею, и сейчас, наконец, могу этим заняться вплотную. Когда он будет закончен, в сеть обязательно выложу процесс и результат.
К.: Наверняка это будет что-то типа многоэтажного верстака, странсформирующегося в самодвижущийся диван )))
)))…Так же, я сам делаю оснастку для формованных деталей и целых изделий. Формовочные рамки обычно из древесины и фанеры, в этом мне помогает лобзиковый станок, купленный однажды для работы над большими ножнами. А болванки для обтяжки фигурных масок делаются из полиуретана: я леплю мастер-модель из пластилина, снимаю с неё силиконовую форму, и лью в форму пластик с мраморной крошкой. Получившаяся болванка достаточно прочная и твёрдая, чтобы делать на ней тиснение, хотя это конечно совсем не так удобно, как на плоскости.
К.: А руки к своим плечам Вы тоже сами себе делали?)))
Считаете ли Вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
А.В.: Однозначно работать с кожей может быть увлекательно и интересно для всех. Тут можно развивать как усидчивость и внимание к деталям, так и художественные навыки и чувство прекрасного. Реализовывать себя с разных сторон.
К.: Напутствие от Мастера
А.В.: Коллеги! Меньше уделяйте внимание мейнстриму: простецким кошелькам, тревелам и всему тому, чем завалены тематические паблики. Зациклившись на этом, можно отстать в проф. развитии. Творите интересные, сложные и красивые вещи, с оригинальной идеей, развивайте свой стиль!!!


3
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №10

Не динозавр)))... Участник ярмарки Фестиваля, Молодой, Серьезный и Аккуратный Мастер, с правильным подходом к делу: лучше меньше, но лучше! - Владимир Гришин - https://vk.com/id444081
Мастерская "Art-leather" - https://vk.com/art.leather


Корреспондент: Как Вы узнали о том виде ремесла, которым сейчас занимаетесь? Когда и при каких обстоятельствах Вы начали свой путь кожевника?
Владимир Гришин: Если говорить о кожевенном ремесле вообще, то лет 11 назад. Будучи еще студентом, я попал в клуб исторической реконструкции. Покупать детали костюма новичкам не рекомендовалось, да и денег особенно не было. Сам шил одежду. Пришлось работать с кожей. Обзавелся шилом, иголками и нитками, сшил себе сумку, шапку с кожаным верхом и даже первую кривую пару обуви.
С тиснением на коже в современном виде встретился несколько лет спустя на просторах интернета. Не помню, чьи работы меня тогда зацепили, но для меня это было переворотом в сознании. Стал искать информацию, собирать знания, так сказать, по крупицам. Очень помог тематический форум arnesi.ru. Большим подспорьем оказалось знание английского языка.
К.: Почему выбрали именно это кожевенное направление (одежда, галантерея, обувь и т.п.)?
В.Г.: На самом деле мне нравится все, связанное с кожей и, если в данный момент я работаю в технике тиснения, то возможно в будущем всерьез перейду на пошив одежды. Огромные возможности для мастера могут дать косплей и различные ролевые игры, начиная со Средиземья и заканчивая Безумным Максом — яркие образы, необычные решения. Главное найти время и освоить новые техники.
К.: Какое изделие было первым на Вашем пути?
В.Г.: Самую первую поясную сумку для нужд исторической реконструкции сшил из старого кожаного пиджака, который уже и не помню, как у меня оказался. Сумочка кстати до сих пор служит верой и правдой — в ней сейчас лежат шилья, запасные лезвия и всякая мелочевка.
К.: Какие были первые изделия, не для реконструкции, повседневные? Кто их владельцы?
В.Г.: Первые изделия уже и не вспомню. Кажется, чехол для очков, обложка на паспорт, рюкзак из старой куртки. Еще делал ремень с тиснением в подарок жене. Как раз только начал осваивать технику тиснения и просидел часов 10 над заготовкой. Потом красил обувным кремом за неимением ничего лучше. Но ремень проходил достаточно долго, не выцвел и вообще был молодцом. Потом мы его с почестями утилизировали)))… сейчас жена носит другой мой ремень.
К.: Для Вас это хобби? Ремесло? Бизнес?
В.Г.: Для меня это все сразу. Хотя конечно, кожа, не единственное мое увлечение.
К.: Кожевничество основной вид деятельности для заработка? Поподробнее про увлечения, пожалуйста!
В.Г.: Кожевничество было основным заработком с 2012 по 2016 год. Сейчас дополнительный.
Из увлечений - моделизм, историческая реконструкция, про которую уже говорил. Из ещё не освоенного - это, пожалуй, резьба по дереву и шарнирные куклы из полимерной глины. Резьба заинтересовала, когда недавно устроился работать в магазин для резчиков и столяров. За короткое время погрузился в совершенно другое творческое направление — общаюсь с интересными людьми, узнаю о новых инструментах. Что же касается шарнирных кукол, то здесь тоже есть свои задумки. Своей очереди ждут несколько необычных образов, для которых запланирована кожаная одежда. Люблю работать руками. Жаль руки всего две и мало часов в сутках.
К.: Как у всех творческих – объять необъятное))) Значит, нам можно ждать коллекцию одежды «Необычные образы от Владимира Гришина»?)))
В.Г.: В ближайшее время точно можно не ждать. Хотя… кто знает?;)
К.: Где Вы живете (населенный пункт) и работаете (мастерская или квартира)?
В.Г.: Живу в Москве. Работаю на квартире. Сейчас подыскиваю варианты помещения, потому что места катастрофически не хватает. Думаю, не у меня одного такая проблема.
К.: Как родные и близкие Вам люди относятся к Вашему занятию (может у Вас вся семья ходит с изделиями Вашего производства, помогают в продвижении Вашей продукции, вносят посильную лепту в производственный процесс)?
В.Г.: Родные поддерживают морально. Мой главный помощник, советник идейный вдохновитель – это жена. Она профессиональный фотограф, поэтому качественным студийным снимкам своих изделий я обязан ей. За что ей огромное спасибо. Сын тоже не отстает и периодически таскает у меня инструмент и портит обивку у кресел. Надо же как-то шило применить)))
К.: Что это направление дало Вам, какие навыки Вы развили, помогают ли они как-то в повседневной жизни?
В.Г.: Тиснение, в частности, и работа с кожей — это способ отвлечься от повседневности, выразить себя, получить дозу эндорфинов и заработать. Думаю, это стандартный набор для любого вида творчества. Навыки, которые я развил — узконаправленные, необходимы они для конкретного вида деятельности. Не скажу, что в жизни они как-то помогают, для этого есть другой набор навыков. Но в любом случае саморазвитие — это полезно.
К.: Как, по-вашему – могло бы это ремесло быть интересным и полезным для других людей, для каких именно (мелкая моторика и знакомство с разными материалами для детишек, например)?
В.Г.: Пожалуй, да. Многие люди стремятся пробовать новое. Почему бы не испытать себя в кожевенном ремесле? Что касается детишек — им полезно вообще все, что связано с творчеством в любом его проявлении. Это расширяет кругозор, дает возможность увидеть мир за пределами гаджетов.
К.: Считаете ли Вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
В.Г.: Считаю, что нужно. А вот причин я вижу две. Первая — это творческая составляющая. Кожа - материал удивительный по своим качествам, творить из него — удовольствие. Вторая причина — меркантильная. Продвижение в массы нашего ремесла будет способствовать появлению большего числа заинтересованных лиц. Часть из них будет стремиться делать что-то своими руками и на этом смогут заработать поставщики. Да и качество, и ассортимент магазинов будет расти. Другая часть заинтересованных лиц захотят приобрести уникальную вещь ручной работы — прямая польза мастерам. Как говорится, покупая у мастера, мы не только оплачиваем его труд, но и даем ему возможность расти и развиваться.
К.: Напутствие начинающим
В.Г.: Тем, кто только начинает свой путь в кожевенном ремесле, желаю терпения, усидчивости и желания много работать, оттачивая свою технику.
Благодарим, Владимир! Желаем успехов во всех Ваших начинаниях!



4
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №9

И снова динозавр!
Скромный, немногословный, Мэтр в кожделе - Андрей Токарев - https://vk.com/andy1961


Доолго я ждал ответы на вопросы!..
Видимо было так: видя мучения мастера, своего мужа, с ответами на мои вопросы, его жена Наталья взяла дело в свои руки и выступила как в роли корреспондента, так и в роли респондента)))... я только несколько раз говорил: Мало!!!

Имя Андрея Токарева стало известно широкой публике несколько лет назад, когда ценители художественных изделий из кожи стали приобретать удивительные по красоте и искусному исполнению сумки, кошельки и предметы декора. Впервые в России традиционная техника резьбы по коже дополнилась росписью, портретами животных, а вместо классических растительных мотивов в стиле «шеридан» появились сюжетные изображения в стиле ар-нуво и ар-деко.
Однако в самом начале жизненного пути интересы будущего художника лежали в совсем других областях – Андрей отличался любовью к домашним животным и спорту. С семи лет он начал заниматься верховой ездой, а в доме всегда было целое сообщество собак, котов, тиц и прочей живности. Любовь к четвероногим, а также семейные традиции привели его на биофак Иркутского университета, потом в сельско-хозяйственный институт, где он получил зооинженерное образование. Так что выверенные, с четкой перспективой и живыми ракурсами, анатомические верные рисунки, которые так нравятся публике, возникают из сочетания таланта художника-самоучки и биологического образования.
Несколько лет Андрей Токарев проработал в Шекинской школе Олимпийского резерва в Азербайджане, позднее пришлось поработать и в Чувашском конном заводе. В середине 80-х добавилась работа в НИИ коневодства, при котором существовал Опытный конный завод. Параллельно с работой Андрей участвовал в скачках (с тех времен сохранилась искренняя симпатия к автору «конноспортивных» детективов Дику Фрэнсису, отлично разбиравшемуся в том, о чем пишет), позднее наступило время троеборья и конкура. Именно тогда жизнь заставила заняться изготовлением изделий из кожи – в СССР существовал изрядный дефицит снаряжения для конного спорта, всё чинилось до последнего, и всё, что только можно, улучшалось или делалось своими руками.
В той среде, в которой выступали и работали конники, немалой популярностью пользовались «ковбойские» фильмы, в которых, помимо прочего, демонстрировалось практичное, но в то же время богато украшенное снаряжение и упряжь. Позднее, уже в начале двухтысячных, в России появились любители «вестерновых» видов спорта и образа жизни – стали популярны костюмы, ковбойская рабочая одежда (а нарядные чапсы – это в первую очередь именно рабочая одежда), а также специальное снаряжение. Тогда и произошло практическое знакомство Андрея с техникой резьбы по коже в стиле «шеридан».
Самым первым изделием из кожи, сделанным будущим мастером своими руками и пригодным к использованию, стала сумка, созданная из набора выкроек из хромовой и свиной подкладочной кожи, предназначенной для пошива офицерских сапог. Сумка эта цела до сих пор, ее активно используют, несмотря на столь экзотическое происхождение. Но если говорить о первом предмете, созданном именно в стиле «шеридан», то им стали ножны для мачете. Штампов для этой работы у Андрея тогда еще не было, и все необходимое либо создавалось своими руками, либо заимствовалось из арсенала других ремесел. Несколько штампов были изготовлены из гвоздей, а использованные резцы предназначались изначально для резьбы по дереву.
Тогда же начинающему мастеру подумалось, что уникальные, но в то же время востребованные в обычной жизни предметы типа кошельков, ремней, сумок и т.д., изготовленные из кожи с применением резьбы, штампинга и росписи, будут востребованы у покупателей. И хобби превратилось в ремесло, которое талантом и требовательностью мастера поднимается до высот искусства.
Сегодня Андрей Токарев живет и работает в Москве. За отсутствием отдельного помещения создавать свои замечательные изделия приходится дома, однако в планах – создание удобной, полностью оснащенной мастерской.

По просьбе организаторов фестиваля Андрей ответил на несколько вопросов, которые могут быть интересны участникам фестиваля.
- Может ли ваше направление быть полезным в повседневной жизни?
- Обычно нет, однако я всегда знаю, что сам могу создать подарок для своих близких.
- Как семья и друзья относятся к вашему занятию?
- Семья поддерживает меня в моей работе и с удовольствием использует созданные мной предметы.
- Как по-вашему – могло бы это ремесло быть интересным и полезным для других людей, для каких именно (мелкая моторика и знакомство с разными материалами для детишек, например)?
- В принципе, есть ряд техник, которые могли бы быть интересными и полезными для детей – изготовление простых украшений, роспись и т.д. Однако более серьезная работа с кожей требует больших физических усилий, так что использовать ее можно скорее для подростков, если они будут заинтересованы в этом искусстве.
- Считаете ли вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
- Я бы скорее говорил не о продвижении кожевенного дела, а о популяризации изделий прикладного искусства из кожи. Это уникальные аксессуары, которые могут стать своего рода фокусом образа, помогут самовыразиться, и предметы декора, которые можно коллекционировать. Для мастеров это богатая почва и для сохранения традиций, причем разных культур, и для новаторства. Свободу мастера в этом смысле ограничивает только степень его владения ремеслом.
- Дайте напутствие начинающим кожевникам, пожалуйста.
- Дорогу осилит идущий!

Мы с Андреем, в первую очередь, и вся аудитория благодарим Вас, Наталья, за труды!!!


5
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №8

УУХ, я вам сейчас динозавра покажу!!!
Динозавра не вымершего, Динозавра Кожевенного ремесла, Бооольшущего разностороннего Мастера, Отзывчивого Товарища, Учителя, Весельчака - Андрей Марчелл Ефутин - https://vk.com/id73731208



Марчелл во всей красе как есть:

Корреспондент: Как Вы узнали о том виде ремесла, которым сейчас занимаетесь?
Андрей Ефутин: Я вообще начал шить в 17лет, это был не быстрый путь к кожевенному ремеслу. Начинал с джинсов и постепенно перешёл на кожаную одежду, а потом понеслось: обувь, сумки и т.д. Поэтому затрудняюсь сказать, как я об этом узнал.
К.: Понятно. То есть пробовали всякие материалы и добрались, в конце концов, до кожи.
А почему именно джинсы? На какой машине они были сшиты?
А.Е.: Во времена моей молодости джинсы это был статус, а не просто одежда. На джинсы ещё надо было накопить денег, а потом ещё и достать их! Естественно я и начал себе шить джинсы, как моё первое изделие... Первые джинсы я сшил на домашней машинке «Чайка 3м». Потом, уже когда работал механиком, достал себе 22кл, который мне верой и правдой служил много-много лет, Мир его праху!
К.: ООО! Вы и механиком успели поработать!
А.Е.: Да. Где только и в каких профессиях не приходилось работать!
К.: Почему выбрали именно это кожевенное направление (одежда, галантерея, обувь и т.п.)?
А.Е.: Когда начал шить кожаную одежду, то вопрос с чем работать дальше отпал постепенно сам собой, я уже не мыслю своей работы без кожи. И для меня, в принципе, нет разницы, что делать из кожи, одежду или обувь, аксессуары или сумки. Мой опыт позволяет мне заниматься любыми изделиями из кожи.
К.: Когда и при каких обстоятельствах Вы начали свой путь кожевника?
А.Е.: Как видно из первых двух вопросов, я не могу сказать конкретную дату начала работы с кожей. Ну… где-то в 19-20 лет я на уже достаточно плотно сидел в области одежды и обуви.
К.: Какое изделие было первым на Вашем пути?
А.Е.: Первое моё изделие из кожи, была кожаная куртка.
К.: А какая куртка, из какой кожи и сколько времени было потрачено на ее изготовление? Понимаю, что за давностью лет сложно вспомнить детали, но все же…
А.Е.: Первую кожаную куртку я сшил по временам той моды из лайки, по времени сшил достаточно быстро, вместе с кроем не более двух дней. У меня к тому времени был достаточно большой опыт в шитье.Тогда было дико модно чтобы на куртке была куча двойных швов. Заказчик был очень доволен, и сделал мне достойную рекламу. Да в те времена и без рекламы можно было получить кучу работы, ведь было время тотального дефицита, кожу достать целая проблема была. Это сейчас сколько угодно любой кожи, а тогда даже из обувной шили, лишь бы кожаная была!
К.: Для Вас это хобби? Ремесло? Бизнес?
А.Е.: Кожевенное дело для меня это моя жизнь длиною уже более 30-ти лет. Мне просто повезло, что моё хобби и профессия с интересами совпадают.
К.: Где Вы живете (населенный пункт) и работаете (мастерская или квартира)?
А.Е.:Живу в Санкт-Петербурге, г. Павловск, работаю в арендованной мастерской, практически напротив дома!
К.: Я знаю, что почти весь инструмент для ручной работы, в частности для тиснения, Вы делаете сами и не только для себя. А каким оборудованием, кроме оборудования для изготовления штампов, наполнена Ваша мастерская?
А.Е.: У меня изготовление штампов побочное направление, оно направлено на изготовление художественных изделий из кожи. Поэтому у меня в основном всё оборудование для изготовления изделий из кожи. Например: Швейная машинка для средних и тяжёлых материалов с тройным продвижением, фортуна – для спуска края кожи. Компрессор для аэрографа и аэрографы к нему, а так же куча разного оборудования, которое нет смысла перечислять, слишком долго будет. Самое главное оборудование в моей мастерской это я сам, моя голова и руки, а так же желание работать!
Единственный инструмент, о котором хочу сказать – шорник. Незаменимая в кожевенном деле вещь! У меня в мастерской их 2: один универсальный, второй напольный. Оба моей конструкции и моего изготовления. Про универсальный многие не только наслышаны, но и уже работают на нем. Про напольный, а так же про другие разработки шорников практически под любые кожевенные изделия, я пока умолчу – сюрпризом будут для сообщества)
К.: Что это направление дало Вам, какие навыки Вы развили, помогают ли они как-то в повседневной жизни?
(Мгновенный ответ Марчелла на это вопрос звучал так: «Вот с тобой познакомился, теперь не могу от твоих вопросов отделаться!)))»)
А.Е.: Сложный, конечно, для меня вопрос… во всяком случае моя работа приучила меня к усидчивости, а то по молодости часто бросал дела едва их начав. В нашей работе очень важна усидчивость. Работа с кожей привила умение учиться, не останавливаться на достигнутом, всегда искать новые пути решения.
К.: Как родные и близкие Вам люди относятся к Вашему занятию (может у Вас вся семья ходит с изделиями Вашего производства, помогают в продвижении Вашей продукции, вносят посильную лепту в производственный процесс)?
А.Е.: Мои родные и близкие с пониманием относятся к моей работе. Ведь в нашей работе, к сожалению, достаточно часто бывает то густо, то пусто с заказами. Здесь важно понимание твоими близкими этих проблем, и это даёт возможность не сходить со своего пути и продолжать своё дело дальше. Знал много хороших начинающих ребят, которые сошли с нашего пути, только потому, что: не смогли то ли сами, то ли с подачи родных перетерпеть эти моменты. Поэтому крайне важна поддержка близких людей в нашей работе. Путь к признанию мастерства бывает достаточно сложным и долгим. И пока мы достигаем этого, нам не всегда сопутствует финансовое благополучие.
К.: Абсолютно с Вами согласе! В моем случае – если бы не моя жена, я бы вообще не сдюжил!
Как по-вашему – могло бы это ремесло быть интересным и полезным для других людей, для каких именно?.. мелкая моторика и знакомство с разными материалами для детишек, например.
А.Е.: Если рассматривать нашу работу с точки зрения Хобби, то, на мой взгляд, Кожевничество одно из самых разносторонних направлений, ведь из кожи можно творить самые разные изделия: Сумки, обувь, одежду - это самые знакомые изделия из кожи, но ведь кожа даём массу фантазий по тому же тиснению, изготовлению игрушек и пр. Лично я недавно увлёкся лазерной гравировкой по коже, а здесь уже кроме умения работать с кожей, нужны умения работы в Фотошопе и прочих программах. Как видите осваивание работы с кожей, расширяет кругозор и даёт умение работать в других плоскостях.
К.: Считаете ли Вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
А.Е.: Кожевенное дело, безусловно, заслуживает продвижения в народ! Я бы в школе наверное на уроке труда его ввёл. Ведь в нынешние времена для работы с кожей уже требуется знание компьютера и его некоторых программ. То же шитьё как в ручную - развивает мелкую моторику пальцев, так и на машинке - работа с техникой, настройка ее, соблюдение техники безопасности. Работа с кожей во многом зависит от остроты ножа и прочих инструментов, а это уже умение затачивать инструмент, а так же его изготовление. Ну и конечно же развитие вкуса ребёнка.
К.: Я бы позавидовал тем детям, у которых Вы бы были учителем труда!)))
А.Е.: Не знаю даже… для меня примером был мой учитель труда, который много сделал для того, чтобы я состоялся как мастер. Наверное, я бы так же детишек учил… но, нынче подзатыльники давать нельзя... )))
К.: Ну и напутствие начинающим от Мэтра, пожалуйста)))
А.Е.: Люди, не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте всегда развиваться, любите свою работу и с уважением относитесь к чужой.

Низкий поклон за все, Марчелл! Здравия и Успехов Вам!


6
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №7

Мастер из г. Алматы, Интереснейший Человек, Разносторонний Мастер, Педагог в кожевничестве, Мастер по проведению МК на Фестивале - Роман Великанов - https://vk.com/diablofox


Безумно интереснейший получился у нас с ним диалог! Жду личного знакомства на Фестивале!😊

Корреспондент: Как и когда Вы узнали о том виде ремесла, которым сейчас занимаетесь?
Роман Великанов: В начале 2000 годов увидел журнал (сейчас даже не вспомню, какое у него было название), там было изображение чехла для ружья с тиснением (нанесена была природа), очень заинтересовала техника. Чуть позже получилось лицезреть инструмент вживую, мне позволили его скопировать и тут понеслось...

К.: Когда и при каких обстоятельствах Вы начали свой путь кожевника?
Р.В.: Как и большинство мастеров, на момент начала, занимались основной работой, а кожа являлась хобби. Со временем работа с кожей вытеснила прочие занятия, став основой.
К.: И сколько же времени потребовалось от момента изготовления первого изделия до принятия решения об увольнении с основной работы?
Р.В.: Переход был постепенный. Сначала я отказался от изготовления мебели, посвятив себя аэрографии. Начинал рисовать на детских гарнитурах, потом роспись стен в ресторанах и, примерно в этом промежутке времени, появились инструменты в цеху, который впоследствии был переоборудован в инструментальню.
К.: Аэрографии где-то обучались или самоучка?
Р.В.: Первых 3 шага сам, потом появились правильные вопросы с ответами - пришел учитель.
К.: Какое изделие было первым на Вашем пути?
Р.В.: Изготовление спальни с нуля и перетяжка всего гарнитура натуральной кожей.
К.: УОУ!!! То есть, скопировали инструмент… понеслось… и сразу целая спальня и перетяжка гарнитура??? Не слабо понеслось!)))
Р.В.: Все с точностью до наоборот)… сначала спальня, потом инструмент. 11 лет занимался корпусной мебелью, начинал как сборщик, стал начальником производства, в итоге открыл ИП. Тогда познакомились с супругой, работала портнихой ( +10 к ловкости +15 к шитью)… и вот тууут начали совмещать твердое с мягким - корпус текстиль!
К.: Понятно. Почему выбрали именно это кожевенное направление (одежда, галантерея, обувь и т.п.)?
Р.В.: В основном мы работаем над портмоне, сумками, ремнями. Интересно делать вещи, находящиеся в обиходе постоянно, а не достающиеся из шкафа по случаю или висящие на стене. Так же интересно в будущем освоить изготовление обуви, но скорее в целях саморазвития, а не массового производства.
К.: А какие еще направления в кожевничестве пробовали, кроме галантереи и мебели?
Р.В.: Авто, одежда.
К.: Для Вас это хобби? Ремесло? Бизнес?
Р.В.: К настоящему времени работа с кожей перешла в разряд ремесла и профессиональной деятельности.
К.: Где Вы живете (населенный пункт) и работаете (мастерская или квартира)?
Р.В.: Локация занимает обширный район города Алматы. Проживая в горах, в частном доме мастерскую по коже расположили так же дома, не стуча соседям ниже по головам, и наслаждаясь видами Заилийского Алатау. Мастерская по изготовлению инструмента находится в городе в частном цеху. А обучение проводим на студии в центре города.
К.: Это уже корпорация!)… и пошив, и изготовление инструмента, и школа!.. Осталось открыть свой магазин изделий из кожи и организовать службу доставки)))
Р.В.: Но это еще не все: мы импортируем кожу) И есть побочное хобби у супруги - создание бижутерии в стекловидной техники.
К.: Есть ли у вас художественное образование?
Р.В.: У супруги есть, школа изобразительного искусства в школьные годы. А у меня нет!
К.: Дааа… сказать, что вы рукастая семья – ничего не сказать!!!
Как родные и близкие Вам люди относятся к Вашему занятию (может у Вас вся семья ходит с изделиями Вашего производства, помогают в продвижении Вашей продукции, вносят посильную лепту в производственный процесс)?
Р.В.: Мастерская является семейной, работаем с супругой в тандеме. А родные и близкие пользуются благами нашего ремесла!
К.: И что, все направления только вдвоем с женой?!
Р.В.: Да. Лень конечно случается, но с 31декабря по 3 Января. И то, 31го не всегда - обычно на ярмарке)))
К.: Что это направление дало Вам, какие навыки Вы развили, помогают ли они как-то в повседневной жизни?
Р.В.: Будучи людьми творческими, получили возможность заниматься интересным, поглощающим делом. Перечень полученных и совершенствуемых навыков обширен, от проектирования изделия, художественной работы с ним и до финальной полировки.
К.: Ну и, конечно же, умения найти покупателя?)
Р.В.: По прошествии этих лет покупатель сам нас находит - за репутацию радеем.
К.: Как по-вашему – могло бы это ремесло быть интересным и полезным для других людей, для каких именно (мелкая моторика и знакомство с разными материалами для детишек, например)?
Р.В.: Любое ремесло полезно для людей! Для детей должно быть возрастное ограничение, потому как производится работа с режущим и колющим (и дробящим) инструментом. Недавно был опыт проведения мастеркласса с детьми инвалидами. Вывод: что под чутким контролем они смогли постичь азы кожевенного ремесла...
К.: Дети инвалиды – это была какая-то социальная программа? Можно поподробнее?
Р.В.: Предыстория банальная: С кожаного магазина на общественном транспорте ехали с 2-мя рулонами кожи. В автобус забежала детвора и сопровождающая их воспитатель (ехали на благотворительный просмотр мультфильма, как в ходе беседы выяснилось). Завязалась беседа с воспитателем и нами был предложен благотворительный мастеркласс. Провели его в специализированной школе. Детвора была в восторге (ни одного пострадавшего) изготовили браслеты посредством штампинга.
К.: Аплодирую стоя!!! Огромное дело!!!
Считаете ли Вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
Р.В.: Если иметь ввиду массовое производство и потребление, то необходимости в этом нет. С этой задачей вполне справляется поток изделий из Поднебесной. Изделия же из натуральной кожи от мастера ориентированы на людей понимающих и ценящих, изготовлены зачастую в единственном экземпляре и не могут относиться к ширпотребу.
К.: А как на счет увеличения мастерских, мануфактур – это же конкуренция?
Р.В.: Здоровая конкуренция двигатель прогресса. Мы относимся к товарищам по ремеслу как к коллегам, а не к конкурентам. Так же нам периодически задают вопрос: Зачем вы себе плодите конкурентов? (относительно наших курсов). Ответ тот же - вняв наши знания и опыт, ученик добавляет свое видение и вносит свои нотки. И получается новый коллега!
К.: По каким программам обучаете? выбираете учеников или всяк входящий может обучаться у вас?
Р.В.: Ну… всяк входящий к нам и не приходит). Люди осознано влюбляются в изделия из кожи, а потом приходят уже к нам. На данный момент обучается молодой человек, который заразился и 3 года болел этой идеей! Курс от азов и более углубленные знания, техники карвинга, давленки, аппликация, аэрография, проектирование, формовка, химия, урез и уходит с дипломной работой).
К.: Сколько по времени, в среднем, занимает такой полный курс обучения?
Р.В.: Курс примерно 100 -120 часов. Все зависит от способности ученика воспринимать информацию.
К.: Ну и напутствие начинающим от Мастерской Романа Великанова.
Р.В.: Не нужно бояться нового навыка, не бросать начатое дело при первых ошибках - и у опытных мастеров случаются казусы. Так что дерзайте, творите, удивляйте и радуйте - не боги горшки обжигают!

Огромное спасибо! Удач Вам всяческих!


7
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №6

Почетный гость Фестиваля, Мега Мастер, Открытый Душевнейший Человечище, Фееричный рассказчик - Ник Бейлинсон - https://vk.com/beilinson

Описывать красоту, выверенность и отточенность его (порой на первый взгляд простых) работ не вижу смысла - это надо видеть, щупать!

Ник не стал отвечать на мои вопросы, сказал: "Бери это, там все есть!" Многие из нас уже видели это интервью-рассказ (я - 4 раза😊). И действительно - в этом видео есть все! Мастер - какой он есть, Мастерская с ее атмосферой... вместе с его открытым рассказом окунаешься в прошлое Мастера... Честно и Душевно!
И ДААА!... тайное в явном! имеющий глаза да увидит! - этот ролик практически готовый МК по ремню!!!
Посмотрим еще раз и будем готовится к встрече с Ником на Фестивале!

https://vk.com/videos3593165?z=video3593165_456239025%2Fpl_3593165_-2

Авторы ролика Женя Юсупов и Арсений Борисов. Спасибо им большое. http://vk.com/johnnyfrost http://vk.com/ars_borisov



8
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №5

Первой в нашем проекте, среди представительниц прекрасного пола, у нас будет Участница фестиваля, Мастер и Мастер по проведению МК на фестивале, Боевая, во всех отношениях, подруга - Алла Воропаева - https://vk.com/alla_voropaeva


Вот что она рассказала о своем кожевенном пути:

Моя история.

Сколько себя помню, всегда занималась какими-то рукоделиями. Макраме, вышивка, вязание, пошив одежды, резьба по дереву, да и много чего еще. Училась 7 лет в художественной школе, думала поступать на худграф, но поняла что это не совсем моё. В итоге закончила индустриально-педагогический факультет, по специальности «Технология и предпринимательство». Хотя в школе учителем так ни дня не проработала. После ВУЗа, работала торговым представителем, а потом попала в строительную сферу. Сначала занималась проектированием слаботочных кабельных систем, потом комплексной реализацией проектов. Доросла до начальника отдела и поняла, что больше не могу, надоело.
Потребность делать что-то руками никуда не делась. К этому времени я уже занималась кожевенным ремеслом, просто как хобби. А вопрос решил декретный отпуск, из которого я решила не возвращаться на работу, а стала делать то, что больше нравилось — создание изделий из кожи. Чем с удовольствием занимаюсь до сих пор.

Почему кожа.

Первый опыт пошива из кожи был лет в 15. Я ездила на толкинские игры и нужен был костюм с кожаным корсетом. Делала из каких-то старых сапог, на ручной швейной машинке, не зная технологии. Но корсет, как мне тогда казалось, получился очень крутой. А потом много лет с кожей не работала, не было необходимости.
Но, лет 9 назад мне попалась в интернете фотография работы Сергей Нескромного, с тиснением. И тут поняла, что жить дальше не смогу, если не попробую. Начала с изучения того, что для этого нужно. И у меня был шок. Никаких инструментов и подходящей кожи в России не было, про тиснение даже мало кто слышал. Пришлось искать по иностранным форумам. Инструмент и кожу заказывать из Штатов, через посредника, за страшные деньги. Оплатила, но была зима, американцы отказались высылать, сказали до тепла ждать. Пока ждала заветную посылочку - изучала технологию. В общем, путь был тернистый. Но когда инструмент, кожа и химия пришли, я поняла, что мое терпение вознаграждено. И это именно то чем хочу заниматься.
А дальше как хомяк — инструмента много не бывает, краски нужно все попробовать, кожу тоже. Чем больше вникала в работу, тем лучше понимала, что нет предела для роста в кожевенном деле. Всегда можно найти что-то новое и интересное для себя и продолжать совершенствоваться, всегда есть к чему стремиться. Так и живу.

Ручная работа.

Не стремлюсь делать «идеальные» вещи. В природе нет прямых линий, но есть гармония. Гармония теплого летнего вечера или морозного зимнего дня, бабочки сидящей на цветке, или горного пейзажа. Прелесть ручной работы в ее целостности и гармоничности. Изделие несет в себе частичку тепла мастера. Это всегда чувствуется. По изделиям, можно узнать мастера.

Как начала работать на заказ.

Первые свои работы дарила. Потом знакомые стали простить что-нибудь сделать. Цену я не называла, просто предлагала оценивать самим. Поняла, что оценить ручной труд люди адекватно не могут. Порой даже стоимость материалов не окупалась, не говоря о времени, затрачиваемом на изготовление.
Когда «набила» руку, стала называть цену, сначала очень скромно. Потом решила, что если хочу этим жить, то и цена должна быть адекватной. Сделала несколько работ, открыла магазин на Ярмарке Мастеров. Готовые работы не продавались, зато люди просили сделать индивидуальные вещи.
Сначала было тяжело, хотелось творчества, а не «рамок» заказа. Но вскоре поняла, что заказная работа это не ограничение, а направление. Большинство моих Заказчиков не ставит жестких требований, дают идею и пожелания. А дальше — работа с удовольствием.

Немного о себе.

Живу в Курске. Долгое время работала дома, в выделенной под мастерскую маленькой комнате. Сейчас снимаю просторное помещение. Продуктивность работы заметно увеличивается, когда много места и не приходится отвлекаться на посторонние дела.
Семья – самые дорогие и требовательные заказчики. С удовольствием пользуются моими изделиями. Иногда критикуют работы, и направляют в правильное русло мою энергию.
Обожаю путешествовать, ходить в походы. Ращу двух сынишек-сорванцов. Люблю мужа и свою работу.
Я счастливый человек!

Дивиденды.

Кожевенное ремесло научило меня развивать одновременно несколько направлений деятельности - тиснение, роспись, разработка конструкций, оплетка, швы, оттачивать технологии для всего этого. Это, в свою очередь, развивает усидчивость, умение решать сложные задачи, самостоятельность, моторику, навык работы с инструментами, художественный вкус. Но, для меня важнее оказалось развитие терпимости к себе и окружающим. В общении с заказчиками и коллегами. Ведь все люди разные, с разным восприятием, мировоззрением. Работаю в основном на заказ, поэтому научилась подстраиваться под Заказчика, понимать его пожелания и делать изделия с их учетом. Мастера - тоже люди, в большинстве своем не простые. Чтобы делать что-то по-настоящему стоящее, нужно иметь характер. А это медаль с двумя сторонами. Находить общий язык порой бывает сложно. Новички, которые приходят в ремесло, имеют особенно острое восприятие. Приходится очень аккуратно выбирать слова, чтобы случайно не обидеть. Думаю для меня это умение общаться и не попадать в сложные конфликтные ситуации.

Дело!

Любое творческое занятие полезно. Если оно интересно и приносит удовольствие. Но в работе с кожей нужен комплексный подход. Чтобы получить достойный результат, надо знать теорию, ознакомиться с технологией, отработать ее на практике, постоянно оценивать результат и проводить «работу над ошибками». Много нюансов и мелочей, разнообразного инструмента, химии, да и разная кожа сильно отличается – все это заставляет постоянно учиться. Если вы увлеклись кожевенным ремеслом, то это серьезно и интересно.
Начинающим в кожевенном деле рекомендую запастись терпением. Изучать технологию и следовать ей. Двигаться от простого к сложному, не бездумно копируя чужие работы, а проходя все этапы от эскиза до готового изделия. А главное - работать с удовольствием. Тогда все получится. Успехов!
Благодарим, Алла! И Вам успехов всегда и во всем!


9
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №4

Представляя следующего Мастера, я вынужден рассказать немного и своей кожевенной истории.
В 2011 году я впервые увидел на просторах интернета изделия из кожи с тиснением. Я был поражен - как такое вообще возможно?!.. Я шил одежду: мужская, женская, детская, верхняя и легкая из ткани, из кожи всяко-разно; но, что бывает подобная художественная обработка кожи, я и понятия не имел!
Заглубляясь в дебри нэта я нашел мастера, чьи работы меня так поразили. Меня тогда еще не было в соцсетях. Я написал ему на почту - задавал самые примитивные вопросы, которые обычно задают новички. Получив ответное письмо я дрожащими руками кликнул на него и... о чудо - я получил подробные, понятные ответы. Удивительно, как мастер открыто, от души, делился секретами (да-да... для меня это были тайны за семью печатями)!
Через мою жизнь проходило, проходит и идут рядом много учителей - кто с советом, кто с показом, а кто и с постоянными наставлениями, но Дмитрий Богданов -https://vk.com/clgrus - был первым! За что ему Низкий поклон! Поэтому его интервью для меня знаковое!


Корреспондент: Как и когда Вы узнали о том виде ремесла, которым сейчас занимаетесь?
Дмитрий Богданов: Резьбой по коже или карвингом увлёкся в 2009 году. Насколько я помню, Алексей Машский прислал или выложил в группе «Гильдия Кожевников» ссылку на сайт где были работы (сёдла, сумки и т.д.) сделанные в этой технике.
К.: Когда и при каких обстоятельствах Вы начали свой путь кожевника?
Д.Б.: Если не считать первых работ из взятых в мастерской по ремонту обуви (в дальнейшем я, кстати, стал там работать, обучившись с нуля) обрезков кожи, то он, как я считаю, начался с покупки первой шкуры кожи и инструментов. Примерно это было в 2007-2008 годах.
К.: Какое изделие было первым на Вашем пути?
Д.Б.: Это была сигаретница, сделанная в 2000 где-то году, на коленках, в свободное время на работе. Работал на тот момент в спортивном отделе магазина, на перекур бегал в вышеупомянутый ремонт обуви ))) Там и подсел на кожу ))) Так как обувь не только ремонтировали, но и шили на заказ. И видя сей процесс, не смог остаться равнодушным. Из инструментов, при изготовлении сигаретницы, были: шило, нитки бытовые (которые сложил для толщины в 4 жилы), ножницы канцелярские и иголка.
К.: А обувь? Вы же сказали, что работали в обувной мастерской. Неужели ни одной пары не сшили до сигаретницы?
Д.Б.: Конечно обувь была. Это макасины и казаки, но не хватило опыта, т.к. обучался всё же ремонту. Ах да... на свадьбу себе делал туфли, они признаться вышли удачнее предыдущей обуви.
К.: А были ли учителя, кроме обувщиков? Через интернет например – советы, подсказки?
Д.Б.: Когда всё начиналось, как таковых учителей ещё не было в нашей стране. Мы делились опытом между собой. Кто-то что-то перевёл, нашёл видео с мастер классом, инструмент. Я в большей части обучался по видео, оно конечно на английском всё, но по почти всё увиденное понятно. Нюансы и непонятности обсуждались в группах или в личной переписке среди начинающих. Я до сих пор нет-нет а спрашиваю у сегодняшних уже мастеров если что-то увиденное мне не понятно. Всем советую сначала посмотреть видео, а потом, если останутся вопросы, то я на них отвечу.
Свои первые штампы для карвинга я сделал из пластиковых и металлических набоек. Конечно, они были ужасны в сравнении с заводскими. А делал я их для того чтобы понять принцип этой техники и смогу ли я в ней работать, понравится ли мне результат. Мне всё понравилось, и тогда я стал бороздить интернет и искать любую информацию, людей и всё что связано с карвингом.
К.: Почему выбрали именно это кожевенное направление (одежда, галантерея, обувь и т.п.)?
Д.Б.: Выбрал галантерейную продукцию наверное потому, что была и есть в ней повседневная необходимость – обложки, ремни, кошельки и т.д. Всем этим я пользуюсь ежедневно.
К.: Для Вас это хобби? Ремесло? Бизнес?
Д.Б.: В самом начале это было хобби и не более того. Изделия для себя, родных и друзей. Позже, когда стал выкладывать фото своих работ, появились первые продажи. Не частые, как дополнительный заработок. В данный момент для меня это источник доходов и основной вид деятельности.
К.: Где Вы живете (населенный пункт) и работаете (мастерская или квартира)?
Д.Б.: Живу я в городе Тимашёвск, что находится в Краснодарском крае. Живу в частном доме, что позволяет заниматься любимым делом на дому, оборудовав небольшую мастерскую.
К.: Как родные и близкие Вам люди относятся к Вашему занятию (может у Вас вся семья ходит с изделиями Вашего производства, помогают в продвижении Вашей продукции, вносят посильную лепту в производственный процесс)?
Д.Б.: Относятся, конечно же, положительно и также как и я пользуются изделиями, сделанными мной. Продвижением продукции занимаюсь самостоятельно. Дочка 5,5 лет, конечно, рвётся в бой, но пока ещё рановато. Хотя для кукол наряды и поделки в садик помогала делать.
К.: Что это направление дало Вам, какие навыки Вы развили, помогают ли они как-то в повседневной жизни?
Д.Б.: Это дало мне насладиться созданием изделий. Нет лучше занятия (работы) чем то, которое по душе. От этого не устаёшь (морально), не ждёшь конца рабочего дня или смены…. Чтобы поскорей уйти. Наоборот, хочется доделать… и увидеть готовое изделие. По поводу навыков, которые помогают в повседневной жизни – научился хорошо затачивать ножи ))) Когда обустраивал мастерскую собственными силами и помощью соседа развились навыки ремонтно-строительные.
К.: Как по-вашему – могло бы это ремесло быть интересным и полезным для других людей, для каких именно (мелкая моторика и знакомство с разными материалами для детишек, например)?
Д.Б.: Конечно это будет интересно многим людям, даже просто наблюдая за процессом. А вот заниматься этим самому или нет это уже это решать им самим. Я не специалист, но думаю что для развития моторики это ремесло полезно, а также развивается мышление, усидчивость, внимательность, аккуратность, прилежность, воображение и многое другое.
К.: Считаете ли Вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
Д.Б.: На мой взгляд, оно уже продвигается. Лет 5-6 назад мастеров по карвингу можно было по пальцам пересчитать, а сейчас, с открытием магазинов у нас в стране по продаже кожи для тиснения, инструментов, фурнитуры и прочего развиваться стало ещё легче.
К.: Дайте, пожалуйста, советы начинающим.
Д.Б.: Если вам нравится кожа, её запах (я от него просто балдею ))) и хочется что-либо из неё сделать, совет один - делайте. Не обязательно иметь профессиональный инструмент, как говорил выше - у меня было шило, ножницы и иголка с нитками. Если вам это занятие по душе, со временем появятся и навыки, и инструменты с материалами. Всех благ!

Благодарю, Дмитрий! Удач Вам на творческом пути!


10
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №3

Сегодня поговорим с мастером из г. Йошкар-Ола - Ашот Агаджанян - https://vk.com/a.a.r1984
Аккуратность и строгость его работ, на уровне мировых школ шеридана, поражает своей идеальностью .


Корреспондент: Как Вы узнали о том виде ремесла, которым сейчас занимаетесь? Что для Вас это занятие?
Ашот Агаджанян: Мое знакомство и первые шаги в кожевенном ремесле сложились таким образом, что я искал на просторах рунета качественный кожаный ошейник для своей собаки. В результате поисков ничего подходящего не нашел, и решил сделать ошейник самостоятельно. Нашел интернет магазин где продавались подходящие кожаные заготовки и там же увидел, не понятный на первый взгляд, инструмент. Поискал информацию в интернете, просмотрел множество видео роликов, и меня заинтересовало это ремесло. Приобрел некоторый инструмент, что-то из химии и в результате изготовил для собаки именной ошейник. Было это в 2013 году. Таким образом, кожевенное ремесло стало для меня хобби. Сначала просили знакомые сделать для них изделие, потом знакомые знакомых и в последствии хобби перешло в основное занятие.
К: А кем Вы работали до? Не страшно ли было бросать основную работу ради тогда еще хобби?
А.А.: Работал составителем фарша на мясокомбинате, ушел с должности т.к. уже стоял выбор либо кожа, либо мясо… времени на все не хватало.
К: Значит заказов к тому времени уже хватало. Понятно.
Где Вы живете (населенный пункт) и работаете (мастерская или квартира)?
А.А.: Проживаю в г. Йошкар-Ола, работаю в квартире.
К: Как родные и близкие Вам люди относятся к Вашему занятию (может у Вас вся семья ходит с изделиями Вашего производства, помогают в продвижении Вашей продукции, вносят посильную лепту в производственный процесс)?
А.А.: Родные и близкие относятся положительно и пользуются моими изделиями. Любую новую модель изделия для начала тестирую на близких, будь то бумажник или футляр, на сколько изделие будет удобно в использовании и на сколько практично. Если это ошейник для собаки то тестирую прочность изделия на своем питомце, так как порода довольно сильная и позволяет быть уверенным в прочности изделия после теста.
К: Работа в квартире связана с определенными трудностями – место, шум, запах красок – как на это реагируют родные?
А.А.: В квартире – потому что мне комфортней. Запаха от химии нет, лишь легкий душок спиртика (использую концентраты или порошки). По поводу шума - в будние дни все работают, в том числе и соседи.
К: Что дала Вам работа с кожей? какие навыки Вы развили? помогают ли они как-то в повседневной жизни?
А.А.: Внимание к мелочам. Я теперь на вещи смотрю с другой стороны. К примеру, будь то бумажник или деревянная полка, смотрю не на изделие целиком а как и из чего сделано.
К: Стали дотошным покупателем? Продавцы в родном городе еще не скрываются от Вас?)))
А.А.: ))) нет не скрываются… если что купил - то выбрал сам, а в основном покупки в интернете.
К: Считаете ли Вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
А.А.: Полезным и интересным это ремесло будет как ребенку, так и взрослому. Оно развивает моторику, внимательность, концентрацию, терпение, так же развивает творческие навыки и многие другие способности человека.
Ремесло однозначно стоит продвигать, так как это ручной труд, качество изделия, творческий и индивидуальный подход к каждому творению. Плюс ко всему, по моему личному мнению, люди стали забывать или, в некоторых случаях просто не знают, что такое работа мастера и часто пытаются сравнивать изделия ручной работы с фабричными не понимая, что это совсем разные вещи.
И это замечательно что есть такие люди как Вы, которые делают все возможное чтобы объяснить и заинтересовать массы в кожевенном ремесле.
К: ООО! Благодарим за комплимент!
А.А.: Пожалуйста, это на самом деле так. 3-4 года назад практически информации никакой не было. Делится никто особо не хотел великой тайной, только для посвященных)))… вот и учился методом проб и ошибок.
К: Ну и напутствие от Вас тем, кто только думает встать на путь кожевника, пожалуйста!
А.А.: Напутствие одно - обязательно любить свое дело, чтобы оно приносило удовольствие, а не только финансы… иначе вряд ли что выйдет.

Благодарим Вас за интервью! Успехов Вам, новых творческих идей!


11
Продолжаем проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени
Интервью №2 (интересно, сколь всего будет интервью за время жизни проекта!)

Сегодня представляю Вам уникального Мастера из г. Воронеж, опыт работы с кожей 10 лет. Полет фантазии в его работах достигает верхних слоев атмосферы, а порой и вырывается в Космос! Кожа, металл и дерево поют в унисон с его душой, которая видна в каждом изделии!
Сергей Кузьмин - https://vk.com/id12080386

Мастер решил сам рассказать о себе и своем творчестве. Послушаем!

Чем я занимаюсь
Меня всегда тянуло фантазировать, рисовать, мастерить. Это и помогло определиться с выбором профессии художника.
Начиналось все, конечно, с классических вещей – живопись и графика. Графика особо полюбилась, и долгое время я засиживался с пером и тушью над листом бумаги. Но за рамки хобби это почти не выходило. Основной работой был полиграфический дизайн, реклама и прочее. Но все когда-нибудь меняется и переходит в иное качество. Так увлечение со временем переросло в основной род деятельности. Графика или живописное полотно хороши - можно повесить на стену, «согреть», украсить помещение.
Но очень захотелось, чтобы творчество было функциональным и востребованным. Поэтому работа с кожей, металлом, деревом и многими другими «живыми» материалами всерьез увлекла. Мне нравится создавать авторские вещи, которые можно носить с собой или на себе, использовать в быту, в жизни. Мне нравятся теплые вещи, сделанные руками и с любовью, от этого они становятся по-настоящему любимыми. Ширпотреб и конвейер на это не способны.
Очень люблю этно-стиль, он близок мне по духу. Но, конечно, им не ограничивается выбор темы для очередной работы. Часто тему и стиль задает заказчик. Появился и основной принцип – каждая вещь неповторимая и единственная, чтобы обладатель ее знал – второй такой нет! Использую только натуральную кожу и шью ее только руками. Люблю общаться с заказчиком, чтобы сумка, ремень или амулет максимально отвечали его пожеланиям. Работаю с деревом (в том числе ценных пород – самшит, гринадил, махагон), металлом (в основном - медь, бронза, латунь), костью.
Многие думают, что подобные уникальные hand-made изделия должны стоить просто огромных денег. Но это не так! У творчества нет жестко очерченных рамок и тарифов. Все решает индивидуальный подход.

Как я создаю изделия
Обычно все происходит так. Человек говорит мне, что ему понравились мои работы и он хотел бы что-то заказать: "Вот ссылка на сумку. Можно ли повторить?" Отвечаю, что никогда ничего не повторяю, - это мое кредо. Максимум - могу сделать нечто похожее. Меня спрашивают: "А сколько это будет стоить?" Я говорю: "Не могу назвать точной конечной цены, потому что любая работа индивидуальна" или называю примерную стоимость. Точную цену могу назвать, только когда изделие уже готово. Вы посмотрите, если вещь понравится — вы ее возьмете. А не понравится - купит кто-то другой. Это же не горячие пирожки - не пропадет.
По эскизу заказчика стараюсь не работать. Не нравится, когда меня что-то ограничивает. Чем больше требований у заказчика — тем больше риск, что я ему откажу. Однако возможны ситуации, когда заказчик указывает направление, в котором дальше буду работать на свое усмотрение. Если идея мне не кажется близкой, я отказываюсь. Ведь если эта вещь не нравится, буду ее делать без удовольствия - тогда и заказчику эта вещь никакого удовольствия не принесет.
Несекретные материалы
В основном, использую кожу коровы. Иногда выбираю более экзотические материалы: кожу косули, кабана или мех лисы. Как-то делал сумку с росомахой. Однажды сделал сумку с медвежьей лапой — народ увидел в интернете и все стали заказывать такую же. Но я их ограничиваю - ведь мне надоедает одно и то же делать, хорошо что-то новое придумывать. Я же не могу просто повторить изделие - это глупо и мне стыдно за это брать деньги. Еще были популярны сумки с деревом — пришлось много фантазировать, чтобы сделать что-то наподобие, но не точно такое же.
Я этим живу
С работы я уволился лет 9 назад - о чем не жалею. По образованию художник-дизайнер. Овладеть искусством работы с кожей пришлось самому - научиться этому у нас негде. Все началось с исторической реконструкции — я любил ездить по фестивалям и махать мечами. Поэтому я начал сам себе делать доспехи из кожи. А за ними пошли браслеты, ремни - стало получаться. Иногда попадалась книга, иногда публикация в интернете, иногда в музее видел какую-то вещь или знакомый что-то показывал - так и учился. Сначала учишься у материала.
Благодарим, Сергей, за душевный рассказ! Здоровья Вам, успехов, продолжайте взрывать нам мозг своим творчеством!

12
Проект Фестиваля "Кожа. Ремесло и Хобби" #МастераНашегоВремени.
!!! ДРУЗЬЯ !!!
Представляю Вам Почетного Гостя Фестиваля, Мастера с большой буквы, Человека с широкой душой, основателя журнала "Кожевенное дело" - Евгений Соломин! https://vk.com/id43881853

На фестивале можно будет с ним пообщаться, задать волнующие Вас вопросы, пощупать... его изделия!!! (потфельчик с зонтиком уж точно!)
А пока расспросим его - как он докатился до такой жизни!

Корреспондент: Как Вы узнали о том виде ремесла, которым сейчас занимаетесь?
Евгений Соломин: Впервые я очаровался тиснением на коже после того, как случайно попал на сайт www.skyhorse.com. Седла этого сайта — просто произведения искусства!
К.: Почему выбрали именно это кожевенное направление (одежда, галантерея, обувь и т.п.)?
Е.С.: Я осваиваю всё потихоньку. Когда мне надоедает одно направление, пробую что-то ещё. Последнее время занялся обувью.
К.: Какие именно направления кожевенного ремесла уже так сказать освоены?
Е.С.: Направлений деятельности много... Галантерея, ремни, обтяжка кожей разных вещей, чехлы для всего подряд, вплоть до вейпов. Наверное проще описать чем я ещё не занимался: седлами (а очень хочется), одеждой (есть задумки и идеи, нет времени) и головными уборами, реконструкцией (тут даже интереса нет), картинами (тоже не очень по мне, предпочитаю более практичные вещи).
К.: Когда и при каких обстоятельствах Вы начали свой путь кожевника?
Е.С.: На сайт Sky Horse я попал лет 13-14 назад. Долгое время осмысливал информацию: покупал книги, изучал технологии теоретически. Потом начал покупать кожу и инструменты, осваивать практику. Какое-то время это было хобби параллельно с основной работой. Когда заказы перешли на постоянную основу, бросил основную работу и сделал кожевенное дело основным. Ещё года через 2-3 снял помещение под мастерскую.
К.: Основательный подход! А какую работу Вы бросили ради ремесла, если не секрет?
Е.С.: До работы с кожей я работал на железной дороге системным администратором, поднимал омский сегмент глобальной сети РЖД в свое время. Доработался до начальника отдела. Потом ушел в преподавание ИТ-технологий, в частности — построение сетей на базе оборудования Cisco. Курсы и сейчас еще приглашают почитать. Так что 15 летний опыт преподавания за плечами имеется. Да и умение работать с компьютерами (с 1989 года) и сетями сильно помогло в выпуске журнала «Кожевенное дело».
К.: Какое изделие было первым на Вашем пути?
Е.С.: Сначала я много экспериментировал на кусках. Конкретных вещей не делал. Первым изделием были ножны по эскизам от Tandy (набор «сделай сам»).
К.: Сейчас эти ножны в домашней коллекции или их кто-то использует по прямому назначению?
Е.С.: Подарил я их кому-то, уже и не вспомню кому)))
К.: Для Вас это хобби? Ремесло? Бизнес?
Е.С.: Это ремесло было хобби, но стало бизнесом.
К.: Где Вы живете (населенный пункт) и работаете (мастерская или квартира)?
Е.С.: Омск, снимаю мастерскую при Музее Искусства Омска
К.: Очень подходящее место для кожевенной мастерской Вашего уровня!
К.: Что это направление дало Вам, какие навыки Вы развили, помогают ли они как-то в повседневной жизни?
Е.С.: Любые практические навыки полезны. Руки «затачиваются» под владение инструментом. Умение быстро осваивать новые инструменты и технологии пригождается во многих случаях. Умение рисовать тоже применяется то там, то здесь. Художественный вкус, может не так заметен но, тоже полезен.
К.: То есть «умение быстро осваивать новые инструменты и технологии» поможет Вам, даже если судьба забросит Вас, к примеру, в кораблестроение?)
Е.С.: Я считаю, что любые знания и навыки могут быть полезны в жизни. И никогда не знаешь когда. А умение быстро их приобретать, это главное чему нужно учить детей в школах. Да, если мне надоест кожа, я освою любую другую профессию, которая мне понадобится. Как говорил Рей Бредбери: «Бесплатно. В библиотеке». Собственно и первую свою профессию системного администратора я тоже получил сам, попутно выучив английский язык. Так как в середине 90-х не было литературы по сетям на русском. Совсем не было. Моё высшее институтское образование «Инженер-механик холодильных машин» )))
К.: Как родные и близкие Вам люди относятся к Вашему занятию (может у Вас вся семья ходит с изделиями Вашего производства, помогают в продвижении Вашей продукции, вносят посильную лепту в производственный процесс)?
Е.С.: Близкие относятся положительно. Дети работают со мной в мастерской. Дочь уже взяла и развила своё направление в работе с кожей. Очень успешно. Создала свою торговую марку и имя. Жена помогает в продвижениях и продаже. Сын — в работе. Все при деле. Всем хватает работы.
К.: ОГО - глобально! Значит это не просто бизнес, а уже семейный бизнес в 2х поколениях?
Е.С.: Да, почти династия. Хотя я детей не заставлял. И они знают, что могут в любой момент уйти в любую сторону, куда им захочется. Я по себе знаю, что иногда вдруг что-то меняется и хочется полностью сменить профиль деятельности. У меня так было. Значит и у детей тоже может быть. Значит это их путь. А пока у них есть работа и источник заработка. Уже не плохо.
К.: Как по-вашему – могло бы это ремесло быть интересным и полезным для других людей, для каких именно (мелкая моторика и знакомство с разными материалами для детишек, например)?
Е.С.: Нельзя никому ничего навязывать. Если у людей есть интерес, нужно помогать. Если нет, не стоит навязывать. А так детям это очень интересно. Сейчас дети очень мало работают руками в плане созидания, а не тыканья в кнопки. В этом ракурсе любое ремесло полезно. Кожевенное тоже. Да и голове тоже есть о чем думать. Развивается технологическое мышление: как из куска кожи, инструментов и химии получить не просто изделие, а что-то конкретное. Это развивает и пространственное воображение тоже.
К.: А нет ли у Вас, случайно, в планах открытия Школы детского творчества? Растить, так сказать, потенциальных коллег для Вашего расширяющегося бизнеса – с азов и до идейности?
Е.С.: Школы в планах нет... Хотя опыт преподавания с навыками работы вполне могли бы и перейти в это направление. Мысли бывают, что «не плохо бы было для детей». Но в цели пока не переходят. То ли время ещё не пришло. То ли просто не мой путь... Пока не знаю.
К: А мастер классы Вы проводите на базе своей мастерской?
Е.С.: Я провожу индивидуальное обучение. 12 часовой курс по графику обучаемого. А отдельные МК не провожу.
К.: Считаете ли Вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
Е.С.: Оно само превосходно двигается. Когда я начинал в нем работать, я знал с десяток таких же энтузиастов. Сейчас только подписчиков нашего журнала «Кожевенное дело» больше тысячи. А сколько групп возникло, фестивали собирают сотни энтузиастов.
Если говорить о продвижении энтузиастами, то, мне кажется, их хватает. «Настоящих буйных». О продвижении на государственном уровне я даже не думаю. Я бы обошелся без этой помощи, лучше бы просто не мешали.
К.: Ну и напоследок – напутствие начинающим кожевникам.
Е.С.: Да какое напутствие.... Нравится — бери и делай. Хочешь больших денег и сразу — иди в спекулянты на биржах)))
К.: Вы считаете, что в больших денег кожевничестве не заработаешь? А как же те фирмы, русские, которые перешли на поток и делают много одинаковых изделий? Можно же в фирме сделать 2 направления - индивидуальное и поточное?
Е.С.: Да заработаешь, вопрос - сколько и за счет чего?) Я не про то, заработаешь или нет, а про то, что первично при занятии делом - желание заработать или что-то делать хорошо!?

Благодарю, Евгений, за откровенное интервью!
Благодарю Вас от имени кожсообщества за Журнал «Кожевенное дело» - это большое дело!

13
Для популяризации кожевенного ремесла в России и странах СНГ Фестиваль "Кожа. Ремесло и Хобби" запускает проект — "МАСТЕРА НАШЕГО ВРЕМЕНИ" #МастераНашегоВремени.
Мы уверены — Наши мастера достойны, чтобы о них больше знали как в родной стране, так и за ее пределами!
Проект будет выглядеть как ряд постов с интервью от мастеров или историей о себе, рассказанной мастером, или рассказов других людей о мастерах в виде текста с фотографиями.
Проект бессрочный - НАВСЕГДА! Информация будет размещаться по мере ответов мастеров и ее подготовки.

Материал готовит и размещает Ваш покорный слуга – Егор Комедов (не судите строго, я не профессионал)

Страницы: [1]
счетчик посещений HotLog