Спасибо Megashurik-у за то что он подтолкнул меня сделать бубен. Я давно чувствовал, что бубна мне не хватает, но не знал с какой стороны приступить к проекту. Внизу я буду писать про процесс, что я делал и что получилось, а что нет и почему.
Бубен состоит из 2х главных частей. Деревянная обечайка и натянутая на нее сырая кожа. Обечайка должна быть достаточно прочная, чтобы натяжение кожи ее не повело и не сломало. Я читал рассказ сибирского мастера по изготовлению бубнов, где он пишет, что для обечайки нужно выбрать березу. Выбирает ее шаман, с помощью своего духа. Т.е. дерево выбирает дух, а шаман просто идет в лес и показывает на это дерево изготовителю. Так как я делаю бубен для себя и березовой рощи в которую можно пойти с топором рядом нет, мне духи разешили делать обечайку из фанеры. Т.е. вначале они были против, но потом я их уговорил.
Про фанеру.
У меня в гараже лежал лист замечательной фанеры. Она даже не лежала, а висела на стене около 10ти лет. Т.е. она была сухая и проверенная временем. Я распустил ее на полосы по 7.5 см шириной, намочил, и начал гнуть.
Перед гнутьем я сделал форму с отверстием нужного диаметра посередине, крючками, резинками и палочками. Размочил фанеру и вставил ее в форму:
И тут духи со мной не согласились.
Оказывается обычная тонкая 3х слойная фанера, которая продается в строительных магазинах Канады и США, она неправильная. Во первых ее внутренний слой толще наружных, и вместо честных 3мм ее толщина 5мм. Но главное, что этот внутренний слой имеет пропуски, это видно на следующем фото. (на более темной фанере)
В местах пропусков фанера не гнется, а ломается. Если присмотреться, это можно увидеть на самом первом фото. Фанеру без пропусков в Канаде и Китае не делают. Ее привозят из России, и называется она тут Baltic Birch или Russian Birch, т.е. Русская или балтийская береза. Продается она в нестандартных для местных магазинах листах 5'х5', ее нет в обычных строительных магазинах, а там где она есть, она вдвое дороже обычной. Заодно я узнал что Baltic Birch (или сокращенно BB) фанера используется местными производителями качественной мебели, колонок и музыкальных инструментов, и за эту фанеру они Россию очень уважают.
Более светлая фанера на предыдущем фото, это и есть русская береза. На фото видно, что ее толщина более однородная и нет пропусков. Вот так она выглядит сверху. Рядом с ней обычная фанера высокого качества (темная).
Еще я понял, что форма с внутренним отверстием неудобна. Она хороша тем, что фанера в ней старается разогнуться и прижаться к предыдущему слою, но работать с ней одно мучение. Она большая, цепляеттся и падает... Я решил сделать форму в виде кольца, и огибать ее фанерой снаружи. Вначале раутером вырезал кольца из толстой фанеры, потом склеил их между собой, потом сделал приспособление чтобы добиться прямого угла там где он должен быть.
Форма получилась такого размера, что снаружи ее можно согнуть обечайку диаметром около 70 см, а внутри около 50 см. Когда делал форму, я не думал, что 70 см это просто очень большой размер, и в будущем появятся дополнительные сложности.
Обечайка будет такой же ширины как и форма, и для гнутья фанеры не нужны деревянные бруски, которые видны на самом первом фото. Если форма тонкая и край фанеры сильно за нее выступает, эти бруски предотвращают деформацию краев фанеры. Для толстой формы эти бруски не нужны, и работать намного быстрее и удобнее.
Распускаю лист фанеры на полоски. Важно чтобы направление волокон внешних слоев было перпендикулярно линии реза. Т.е. чтобы волокна внутреннего слоя фанеры шли вдоль полосы, а внешних слоев поперек. Тогда она будет гнуться намного легче.
Полоски замочил на несколько часов. Потом прижал к форме и оставил на два дня сохнуть.
Фанера высохла и немного запомнила свою форму.
Она такая гибкая, что я понял, что даже без замачивания она будет гнуться замечательно. Когда я делал 2ю обечайку, то фанеру предварительно не замачивал, и все получилось хорошо.
Это я показываю как она гнется после замачивания и высыхания.
Первый и последний слой фанеры нужно сточить на клин, иначе потом будет очень неудобно этим заниматься на готовом изделии.
Теперь берем много клея ПВА, много резинок, застилаем пол и начинаем клеить обечайку.
Для склеивания я выбрал быстросохнущий клей ПВА потому что им пользоваться легче чем эпоксидкой, он безвредный, легче отмывается, он намного дешевле. Я не согласен с тем, что ПВА плохо проникает в соединения и плохо держит, и что нужно использовать эпоксидку. Соединение 2см х 5см склееное клеем ПВА невозможно разорвать руками. Но он действительно быстро высыхает, и работать нужно бысто. Я смазывал полосу не целиком, а частями.
Клей жалеть нельзя, он должен выдавливаться из соединения. Как я это делал, покажу на видео.
На моем клее написано, что он схватывается через 30 минут. Я ждал 2 часа, потом добавлял еще слой фанеры.
И еще слой
И еще...
Я пользовался таким клеем. Так случилось, что когда решил делать бубен и стал искать материалы, на местном сайте купли/продажи
http://www.kijiji.ca человек выставил его за $5/галлон. А потом еще ехал мимо и завез мне домой. Т.е. можно сказать судьба, но я считаю, что все в мире связано.
Потом фрезером я закруглил два края радиусом 0.5", а два других срезал под 45 градусов чтобы они образовали линию по которой кожа будет дотрагиваться до дерева.
Чтобы дерево не впитывало влагу, покрыл несколькими слоями масла. Вначале попробовал Danish oil с красителем.
Когда высохло, не понравилось... Сошкурил и покрыл Tung oil
Несколько слоев масла, с зашкуриванием между слоями.
Обечайка получилась хорошо. Приятная на ощупь.
Про кожу расскажу потом.