Продолжаем проект #МастераНашегоВремени
Интервью №12
Скромный и Отзывчивый человек, Требовательный к себе и своему делу, постоянно Ищущий Мастер из г. Уфа - Булат Мукминов -
https://vk.com/mamontegКорреспондент: Как и когда Вы узнали о том виде ремесла, которым сейчас занимаетесь?
Булат Мукминов: Я узнал о ремесле примерно в 2005-2006, тогда жил в Краснодаре и у случайного знакомого увидел шикарный рюкзак. Он шил для себя и друзей байкеров, коротко рассказал о своем хобби, а я загорелся идеей. До сих пор помню не сам рюкзак, а то ощущение надёжности, ту фактуру и запах кожи, то яркое отличие от ширпотреба!
К.: Когда и при каких обстоятельствах Вы начали свой путь кожевника? Какое изделие было первым на Вашем пути?
Б.М.: Начал опять же случайно. Сначала думал, что это что-то сложное и недоступное, не знал где взять кожу и минимальный инструмент (даже не представлял, какой нужен). И спустя год или два, по случайной наводке нашел магазин кожи, в котором продавались обрезки и целые шкуры. Тогда мог позволить себе только обрезки, но это была галантерейная и одежная кожа, а это совсем не то. В итоге накопил на ременной получепрак (самый настоящий гостовский для портупеи, как потом узнал). Кое-как скроил себе самый простой планшет, намечал все линейкой и шилом, пробивал отверстия мебельными гвоздями, шил крючком. Пользуюсь им до сих пор!
К.: Почему выбрали именно это кожевенное направление (одежда, галантерея, обувь и т.п.)?
Б.М.: Сшил первой именно сумку потому, что мне нужна была именно такая сумка на каждый день. То, что было на рынке либо не устраивало по качеству, либо по дизайну, либо слишком дорого для меня. И сейчас не отхожу от своего правила, создавая сугубо утилитарные вещи для ежедневного использования. Бывают и исключения, но для меня изделия из кожи это в первую очередь качество и долговечность, а не стиль и мода.
К.: Задам, все же, провокационный, набивший оскомину вопрос: машинная сборка или ручная предпочтительнее для Вас?
Б.М.: Предпочитаю ручную прошивку. 80% прошивается вручную. Но есть места, в которых строчка вроде и нужна, но нагрузки на нее практически никакой, либо статическая и равномерная: в таких местах прошиваю на машинке в случае возможности. Например, декоративные строчки на клапане, декоративный шов на плечевых ремнях или даже поясных, иногда внутренние карманы в сумках.
К.: Для Вас это хобби? Ремесло? Бизнес?
Б.М.: Моё хобби "для себя" переросло в ремесло и сейчас превращается в бизнес. Последние пару лет это основная работа.
К.: Где Вы живете (населенный пункт) и работаете (мастерская или квартира)?
Б.М.: Живу и работаю в Уфе, примерно полтора года арендую мастерскую совместно с коллегами.
К.: Коллеги? Ваши сотрудники или такие же как Вы мастера?
Б.М.: Коллеги - это такие же мастера со своими мастерскими. В один момент было сразу три бренда под одним потолком)… у каждого в помощниках близкие люди.
К.: Здоровая конкуренция? А как клиент с улицы выбирает мастера среди вас?
Б.М.: Самая что ни на есть здоровая конкуренция! Три мастерских с разным дизайном, подходом и ценами. У всех "свои" клиенты и всегда есть перекрестные покупки. Совместные закупки, обмен опытом, в итоге все в выигрыше!
К.: Что это направление дало Вам, какие навыки Вы развили, помогают ли они как-то в повседневной жизни?
Б.М.: Сложно сказать, какие навыки это ремесло даёт в повседневной жизни, разве что лучше стал разбираться в качестве фабричных изделий.
К.: Дотошность, в хорошем смысле, видна в каждом узле Ваших изделий! Это качество приобретенное в работе с кожей или врожденное?)
Б.М.: Стараюсь равняться на тех, кто делает лучше и аккуратнее (мастера с мировым именем). До них ещё очень далеко, но прогресс ощутим даже за полгода, не говоря о прошлогодних работах. Все изделия делаю как для себя, отсюда и повышенные требования к качеству. Врождённой можно считать любовь к ручному труду: мой отец всю жизнь проработал каменщиком, а мать швея. От отца капитальный подход и повышенный запас прочности в каждом элементе, от матери стремление к аккуратности (шьёт женскую одежду, а там это крайне важно).
К.: Как родные и близкие Вам люди относятся к Вашему занятию (может у Вас вся семья ходит с изделиями Вашего производства, помогают в продвижении Вашей продукции, вносят посильную лепту в производственный процесс)?
Б.М.: Я работаю вместе с моей девушкой, она помогает мне с несколькими операциями, мама профессиональный закройщик и швея помогала мне вначале с конструированием, сейчас я заказываю у неё упаковку для изделий.
К.: Это уже семейный подряд! Зарождение мануфактуры?
Б.М.: Хотелось бы надеяться, семейная мануфактура и имя как бренд - это идеал)))
К.: Как по-вашему – могло бы это ремесло быть интересным и полезным для других людей, для каких именно (мелкая моторика и знакомство с разными материалами для детишек, например)?
Б.М.: Самое главное, что прививает это ремесло, на мой взгляд, это умение ценить вещи ручной работы, труд и время, вложенные в них.
К.: Считаете ли Вы, что кожевенное дело в любых его проявлениях стоит продвигать в массы и почему?
Б.М.: Естественно, любой крафт нужно развивать: это поднятие требований к качеству и внешнему виду товаров, понятие индивидуальной ответственности как в производстве вещей, так и в использовании.
Примером для подражания служит допромышленная эпоха, при которой небольшие производства выдавали куда более качественную продукцию в любой сфере производства и услуг
К.: Напутствие начинающим от Мастера!
Б.М.: Делай лучше, чем можешь!!!
Благодарю, Булат, за интересное интервью!
Желаем Вам успешного развития Мануфактуры Булата Мукминова!