Я нашла для себя очень полезным составления прайс-листа на все манипуляции которые я проделываю с кожей и изделием, начиная от создания дизайна. Тогда вырабатывается привычка определять стоимость изделия (которое вам заказывают) буквально на глаз, до того как вы его пошьете. Например, если заказчик дает вам рисунок того что он хочет и вам только нужно внести пару поправок, которые он не внес по незнанию (исходя из толщины или особенностей кожи, или ширины орнамента итп), плюс дает вам все размеры, точный цвет, расположение рисунков и фурнитуры, все в деталях - тогда вы за это денег не берете. А если заказчик говорит вам что хочет "большую сумку с тремя кармашками и с "красивой" гравировкой", тогда вам нужно потратить день или два, рисовать наброски сумки, примерять размеры, менять их и корректировать по ходу, искать наиболее приемлемое располложение всех деталей - кармашки, место для тиснения, аппликации и все прочее. Корректировок и поправок в этом случае может быть много, потому что чем больше вы спрашиваете у человека "так подходит?", тем больше он чувствует свою "власть" и его фантазия начинает бурно развиваться. Теперь он хочет еще то и это, и вот здесь и там, и уже не один цвет а с переходом и с тенями итп. И это все еще до того как вы даже дотронулись до кожи. И два дня уже ушло. В этом случае вы берете деньги за разработку дизайна, но изначально об этом предупреждаете заказчика. Вы даете ему две опции - 1)
бесплатно - он дает вам готовый дизайн со всеми подробностями и размерами и вы начинаете шить прямо сегодня, или 2)
платно - вы поможете ему разработать этот дизайн, потратите время на все согласования и коррекции, дадите ему советы где что и как лучше сделать ( у вас ведь как у мастера есть опыт и глаз наметан на то как сделать лучше), но вы обычно берете за такую услугу
столько-то денег.
Засеките сколько у вас уходит на пришив молнии, скажем длиной 18см. Запишите себе на бумаге.
Отметьте сколько у вас уходит времени, чтобы пришить карман на сумку. Учитывайте все, - завернуть края боковушек кармана, пройтись по ним наждачкой, нанести клей на края боковушки и на края панели кармана, соединить, наметить стежки, сесть пришить боковушку к панели, затем зашкурить и проклеить второй срез боковушки и место пришива кармана к сумке, соединить, наметить стежки, пришить. Заметьте длину шва (периметр кармана без верхнего края) и сколько ушло времени. Запишите на бумаге. Теперь будете знать что на один средний (или большой или маленький) карман у вас уходит столько то времени, значит если у вас будет два или четыре кармана вы сразу сможете сказать сколько вам нужно потратить времени на них.
И так буквально все. Сколько времени нужно чтобы установить одну пряжку на ремень? Включая разметить, пробить дырки, приклепать (или прошить) итп.
Возле каждой такой манипуляции отмечайте какая кожа использовалась, какую краску использовали, сколько сох клей итп. И здесь же ставьте цену сколько вы хотите за именно этот кусок работы. Вот за молнию вы например хотите $5.00 (к примеру). Вы знаете, что какая бы модель сумки не была, простая или сложная, - пришить одну молнию длиной 18 см будет стоить $5.00. А пришить один карман размером 9x12 будет стоить $15.00. То есть, если заказчик хочет три кармана 9х12 вы сразу можете добавить $45.00 в стоимость сумки.
Не забудьте срезы - возьмите за пример отрезок в 30см, желательно с углом. Если этодва слоя тонкой кожи - это займет столько то времени и будет стоить столько-то. Если это три слоя толстой и один слой тонкой все вместе сшито - это занимает столько то времени и стоит столько-то денег. Это если обрабатывать срезы по вашему методу #1. А если вы решите обрабатывать срезы по вашему секретному методу #2, тогда стоимость будет такая то. Общая длина всех срезов на сумке, включая все мелкие детали (считайте периметр) будет такая то, значит стоимость обработки срезов всей сумки будет такая то. ВСЕ ЗАПИСЫВАЙТЕ. Размер участка тиснения 10х10см занимает столько -то времени и будет стоить столько то. Если это цветы и листья - одни цена, если это геометрический рисунок готовыми штампами - цена другая.
Я конечно, все описала уж слишком подробно, но хочу сказать что если вы возьмете в привычку записывать все что вы делаете и делать отметки в плане времени и цены, - это очень облегчит вашу жизнь как мастреа, а также повысит вашу репутацию как человека который точно знает сколько стоит его труд и сколько любой заказ займет времени и денег (НЕЗАВИСИМО ОТ РЫНОЧНЫХ ЦЕН). Если вам скажут что, например, это дороговато, вам не нужно сбрасывать цену только чтобы не потерять заказчика. У вас потом останется осадок что вам недоплатили по труду, у заказчика будет витать идея что может нужно было еще поныть и вы бы еще сбросили, и у всех осталось бы чувство какой-то недостаточности. Если ваша цена человеку не по карману, предложите ему опцию подешевле а не делайте скидку. Предложите не шеридан а орнамент штампиком. Предложите не три кармашка а один, но может побольше размером. Найдите варианты замены, которые займут у вас меньше времени на создание но будут стоить дешевле для заказчика. А если вы просто сбросите цену то вы будете сидеть и пыхтеть и делать ту же тяжелую работу только уже за меньшую плату. Вам это не поднимет ни настроение ни репутацию. Казалось бы, вы думаете что вас будут больше уважать если вы будете сбрасывать цену, но нет, уважать будут больше если вы откажетесь выпольнять эту тяжелую работу задешевле, но взамен предложите что-то такое, что и заказчику будет по карману и вас не будет грызть червячок что работаете на шару. Человекхочет придти и чтобы ему расписали точно что сколько стоит у мастера и какие есть варианты в плане цены. Они любят когда есть из чего выбрать
Это заметки из моих рабочих дневников
Это ни в коем случае не правило и не закон, но работает для меня и может кому-то пригодится...